Деньги поисковых систем

В 2007 году бренд компании Google, стоимость которой достигла к тому времени $66,43 млрд., возглавил рейтинг самых дорогих брендов года BrandZ Top-100, составленный исследовательской компанией Millward Brown Optimor для газеты Financial Times. Стоимость этого бренда в предкризисный год возросла на 77%, что позволило Google подняться с 7-го места в 2006-м сразу на первое. На втором месте в списке находится бренд компании General Electric, стоимость которой - $61,88 млрд., а на третьем месте - Microsoft ($56,9 млрд.). Coca-Cola заняла четвертую позицию этого списка.

Естественно, возникает вопрос: каким образом поисковые системы могут достигать финансовых успехов, чем определяются их основные финансовые потоки? Ответ очевиден - деньги бесплатных поисковых служб приходят от оплаченной рекламы, напрямую зависят от посещаемости, используемости этих служб. В свою очередь, посещаемость определяется полезностью поискового сервиса - релевантностью, оперативностью, удобством интерфейса, охватом и фильтрацией огромного количества информации, знаний.

В частности, коммерциализация большинства современных поисковых служб базируется на четкой бизнес-модели: клиенты бесплатно пользуются различными информационными услугами (основная из которых - поиск), а доход поступает от рекламодателей за рекламу, предоставляемую потребителям этих услуг.

Информационные ресурсы могут рекламироваться на поисковых сайтах различными способами, самый популярный из которых - оплачиваемые результаты поиска. В этих случаях владельцы информационных ресурсов платят деньги за то, что их ресурсы, если они окажутся релевантными запросу пользователя, будут показаны на первой странице вывода результатов поиска. Такая политика порой может противоречить потребностям конечных пользователей, ведь, казалось бы, естественные результаты, которые обеспечиваются алгоритмами поисковых систем, являются более релевантными в отношении запросов большинства пользователей, чем результаты оплаченного поиска. Но в действительности во многих случаях оплаченный поиск является фактически более пертинентным, обеспечивая более полезные результаты. Сей феномен является одним из удивительных совпадений стремлений: поисковых служб - увеличивать свои доходы и конечных пользователей - получать полезные документы в результате поиска по запросу.

С другой стороны, рекламодатели наказываются за попытки привлечь трафик, который является нерелевантным, который не превратит пользователей поисковой службы в потребителей. Рекламодатели, ищущие способ развить свой бренд, при использовании оплаченного поиска получают гораздо больше за свои доллары, если их контент является релевантным и интересным пользователям.

В качестве рекламных инструментов в Google используются сервисы AdWords и AdSense. Рекламодатели, использующие Google AdWords, создают объявления для привлечения целенаправленного трафика на свои сайты и получения перспективных клиентов. Издатели-партнеры Google распространяют эти объявления, ориентированные на релевантные результаты поиска, с помощью программы Google AdSense, которая позволяет издателям получать свою долю прибыли от активного просмотра объявлений читателями.

Для владельцев сайтов, которые хотят иметь большую степень контроля над своей корпоративной информационной системой или поиском по сайту, Google разработал масштабируемое программно-техническое решение Google Search Appliance, позволяющее получать точные результаты поиска по любому объему документов.

Кроме того, компания пошла по пути интеграции в своей системе разнообразных инструментов - начиная от почтового сервиса и "мессенжера", заканчивая блогами, фотоальбомами, документами, автоматическими переводчиками, системой электронных платежей и веб-аналитики. Известно, что у Google есть другие источники дохода, например, поставка средств для корпоративного поиска, но их доля практически не влияет на основную бизнес-модель.

В крупнейшей поисковой системе по Рунету - "Яндекcе" - практически не применяется в явном виде технология оплаченных результатов поиска, широко используемая в Google. Роль такой рекламы играют другие системы - "Яндекс.Директ" и "Медийно-контекстный банкер".

"Яндекс.Директ" - это инструмент для размещения контекстных рекламных объявлений на страницах "Яндекса" и на сайтах-участниках его рекламной сети. Контекстная реклама показывает посетителю лишь такие объявления, которые прямо связаны с тем, что его в данный момент интересует. Причем эти интересы пользователя им самим явно сформулированы в запросах к поисковой системе.

Медийно-контекстный баннер. показывается тем пользователям, которых в данный момент интересует тема рекламного предложения (это определяется по контексту запроса). Соответствие тематики каждой страницы той или иной теме определяется автоматически, на основе заданного набора слов и словосочетаний. Медийно-контекстный баннер размещается по наборам ключевых слов и словосочетаний по определенной тематике (так называемым тематическим пакетам). Кроме того, рекламодатели могут использовать географический таргетинг, чтобы баннер увидели пользователи того региона, в котором заинтересован рекламодатель. Показы баннера организованы таким образом, чтобы охватить максимальное количество пользователей, интересующихся заявленной темой, в результате чего баннер совмещает в себе преимущества и контекстной, и медийной рекламы. Кроме того, рекламный баннер показывается на сайтах - партнерах "Яндекса".

Многие украинские поисковые системы также основаны опцией контекстной рекламы. В частности, крупная украинская система "Мета" предоставляет возможность рекламы в результатах поиска, соответствующих ключевым словам, вводимым пользователем в рамках сервиса "МетаКонтекст". При этом развернута целая партнерская сеть, которая позволяет владельцам веб-сайтов, размечающих контекстные блоки, предоставляемые "МетаКонтекстом", зарабатывать до 50% от стоимости кликов (переходов на веб-сайты рекламодателей).

Один из крупнейших украинских порталов "Бигмир" (www.bigmir.net) также в какой-то мере можно считать поисковой системой. Действительно, среди его функций есть информационный поиск, построенный на технологии Google. Контекстная реклама на "Бигмире", также "позаимствованная" у Google, реализована в двух основных представлениях - в виде контекстных ссылок и контекстных баннеров, которые формируются при вводе указанных рекламодателем ключевых слов. При этом показы ссылок бесплатны, оплачиваются только переходы на целевые сайты, а цены кликов формируются на аукционной основе.

Поисковый бизнес, модели которого не укладываются в представления обычных бизнесменов, становится вполне реальным и ощутимым. Сегодня поисковые службы превращаются в значимые бизнес-проекты, доходы от которых оказываются лидирующими в мире.

Использование материалов сайта допускается только с активной ссылкой на источник.

Здесь нужно написать контактную информацию.

Мы в социальных сетях

© 2010 - 2018 D@nVitLabs